На рынке РФ, включая сферу такси, появилось колоссальное количество китайских машин. Почему? Наверное, потому что их проще купить и дешевле обслуживать? К сожалению, это ответ из какой-то идеальной вселенной, где нет СВО, санкций и сопутствующих «бонусов».

На деле всё проще – покупаем китайское, потому как выбора нет. Хотя, это не совсем правда. Выбор есть: купить китайское получше и дороже или похуже и дешевле.

За то время, пока водители ездили на китайцах, а таксопарки закупались китайскими авто, и у первых, и вторых сложилось свое мнение, о чем и поговорим.

Неужели ничего, кроме китайского, не было?

Ну, почему же? Была Lada Vesta на базе Renault с запчастями по заоблачным ценам или полным отсутствием таковых. Кроме того, «на заре» китайского наводнения авторынка РФ Vesta стоила дороже Chery Tiggo Pro, это при том, что тарифы по «Эконому» и «Комфорту» отличаются.

Что по качеству?

Несмотря на то, что китайцам удалось относительно легко и быстро освоить львиную часть авторынка России, на тот момент у дилеров не было ни запчастей, ни адекватной логистики (с последним и сейчас проблемы).

Ситуацию несколько сглаживал параллельный импорт, не будь которого все могло бы сложиться еще хуже. Без преувеличения, все таксопарки либо мирились, либо изобретали способы «добычи» запчастей.

Проблема не только в долгом ожидании комплектующих, а в том, что многие водители такси ездили на, так называемых, «не обкатанных» китайцах. К примеру, Chery Tiggo на рынке РФ с 2018 года, т.е. неоригинальных запчастей уже хватает. Но, кроме Tiggo, в таксопарках немало и относительно новых китайских моделей.

Будем объективны: и водители, и таксопарки начали привыкать к технике из Поднебесной, пока… не пришла зима. Началось:

  • Проблемы по части электрики.
  • Не пойми как работающее охлаждение двигателя.
  • Непредсказуемый отклик тормозной системы даже в небольшой минус «за бортом».
  • Часто и густо текущие радиаторы. Настройка печки – что-то из области фантастики. На протяжении всей смены большинство водителей пытаются сделать климат внутри авто более-менее пригодным для комфортной работы.

А что же дилеры, – спросите вы?!

А дилеры решают вышеперечисленные проблемы за 1,5-2 месяца. Плюс записаться к официалам раньше, чем за 3 недели, не представлялось возможным. Для любого таксопарка ожидание таких масштабов – непозволительная роскошь. Никто платежи за лизинг не отменяет и в положение таксопарка или водителя входить не собирается. Вот и приходилось, да, и часто приходится по сей день решать вопросы гарантийного обслуживания своими силами.

В плане управления китайские машины – ok. Но для сферы такси не все так однозначно. Та же Chery Tiggo с простейшей балкой – крайне неудобное устаревшее решение для такси. Да, у Geely тоже балка, но грамотно настроенная. Независимая подвеска в этом плане на голову выше.

Какие выводы сделали таксисты, работающие на китайских авто

  • Подвеска у недорого «китайца» будет так себе. В этом плане все стабильно. Плюс надо учитывать, что у китайских машин подвеска изнашивается активнее. Одна из основных причин – качество металла. Тот же ступичный подшипник, который должен отходить 100-110 тыс.км, заканчивается уже после 5 тыс.км пробега. Но на пробеге в 100 тыс.км таксисты отмечают и более критичные поломки китайских авто – «летят» двигатели и вариаторные коробки передач. Для сравнения и понимания масштаба проблемы: прежние модели, которые предпочитали таксисты, выхаживали до капремонта по 250-300 тыс.км.
  • Водительское сидение у многих Китай-моделей удобное, если на него не садиться, или проводить в авто час-два, а не 12, как таксисты (даже самого стандартного роста 1м75см). К концу смены водители жаловались на боль в шее, а если добавить жесткость подвески – становится совсем «хорошо».
  • По кузову делать выводы рано. Прошло не так много времени с момента освоения авторынка России китайцами, так что наблюдаем.

Таким образом, даже новый, пусть и прокачанный, китаец, остается, прежде всего, китайцем. Да, они умеют удивлять экранами и магнитолами, но к другим авто составляющим остается масса вопросов.

Мнения таксопарков по поводу китайских автомобилей

Ряд парков отмечают не только минусы китайского автопрома, но и некоторые плюсы, самый существенный из которых – подвижки в плане взаимодействия с дилерами. Как ни крути, но официальные представительства все-таки шевелятся. Даже запускают отзывные кампании.

Тем не менее, сложности при взаимодействии с дилерами никуда не делись. Проблема не только в каталогах, вернее, их отсутствии. Дилерам интереснее работать с частными клиентами. Основная причина – отношение водителей такси, многие из которых пользуются машиной по принципу: «не мое не жалко».

А что пассажиры?

  • Во-первых, каждый третий клиент начинает задавать водителю такси вопросы: что, как и зачем в китайских авто?
  • Во-вторых, частые жалобы: высокое сидение при узком дверном проеме, жесткая подвеска и шумность.
  • В-третьих, есть и плюсы, которые отмечают абсолютно все пассажиры – вместительный багажник. Хотя сами водители китайских такси называют объем багажного отделения «обычным».

В чем же корень зла?

Как таксопарки, так и водители такси сходятся во мнении: проблема не всегда в низком качестве китайского автопрома, а в том, что львиная доля машин китайского производства просто не рассчитана на эксплуатацию в такси.

К примеру, европейские, японские и корейские компании разрабатывают ряд моделей специально для такси и корпоративных парков, учитывая существенные межремонтные пробеги и повышенные ресурсы.

Такие производители понимают, что для сферы такси нужны не мудреные инновации и мониторы под креслами, а грамотное внедрение консервативных технологий (к примеру, тех же двигателей-атмосферников). Машины, которые поставляет в Россию Китай, совсем не такие. Большинство (если не все) рассчитаны на щадящую «домашнюю» эксплуатацию.

Конечно, автомобили из Поднебесной не рассыпаются на запчасти с первых километров, даже проезжают 100-200 тысяч без капиталки и замены двигателя. Иначе говоря, свои бизнес-планы на перевозках в такси пока еще отрабатывают. Но ни один Китай-производитель не делает авто-такси, которые могли бы активно использоваться в РФ – то есть, оснащались бы моторами-миллионниками, сверхпрочными ходовыми и т.д.

Да, в «Бизнесе» еще катаются MercedesЫ Е-класса, закупленные 3-5 лет назад по адекватным ценам. Но и они доживут свой век. Их придется заменять и, вполне вероятно, что на китайцев. Так что, как говорится, не жили богато нормально, нечего и начинать. Продолжаем выкраивать, придумывать схемы и реанимировать то, что пора списать.

Кроме того, что-то подсказывает, что еще через год обзор состояния китайских авто в сфере такси будет печальнее…

Источник