Что на вторичке и когда же вернутся европейские автоконцерны?
Уже по традиции: никогда не было и вот опять. С 2025 года цены на новые автомобили в России заметно выросли – в среднем на 1,5-5%. В рублевом эквиваленте рост можно смело назвать критическим. Почему так произошло и чего ждать дальше? Давайте по порядку.
Почему дорожают новые машины?
Рост цен на автомобили в 2025 году объясняется сразу несколькими факторами:
- Увеличение утилизационного сбора с 1 января 2025 года.
- Инфляция и колебания курса рубля. Экономические процессы неизбежно влияют на ценообразование.
- Скрытое повышение цен. Многие автопроизводители убрали привычные скидки и акции, что тоже сказывается на конечной стоимости машин.
Все перечисленное складывается в неутешительную картину: скорее всего, в ближайшие месяцы цены продолжат расти.
Какие марки подорожали заметнее всего?
Теперь конкретно. Как сильно выросли цены на популярные автомобили:
- Haval. Кроссоверы и внедорожники подорожали на 100-200 тысяч рублей.
- Tank. Теперь эти внедорожники стоят на 200-500 тысяч дороже.
- Chery и Exeed. Здесь рост цен составил 100-560 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации.
- Lada. С 14 января АВТОВАЗ поднял цены на Гранту и Ниву Легенд в среднем на 50 тысяч рублей. (Чтобы совсем не расстраиваться, помните: с такими ценами вы не просто покупаете автомобиль. Вы становитесь частью элиты, которая может себе позволить отечественный автопром!).
Для понимания: теперь Гранта в базовой комплектации стоит от 749 000 руб., а Нива Легенд – от 1 059 000 руб. В цене выросли даже «социальные» версии автомобилей, что особенно заметно на примере базовой Гранты-седан.
Что по ценам на вторичном авторынке?
Если думаете: ну, есть же вторичный рынок! Не пропадем! Так вот, вы жестоко и дорого ошибаетесь. Цены на машины с пробегом тоже не подвинутся. Причины все те же:
- Дефицит доступных моделей. Когда новые автомобили дорожают, это практически мгновенно влияет на стоимость подержанных машин.
- Высокая стоимость кредитов. Банки ужесточили требования к заемщикам, кредиты подорожали, что делает покупку сложнее, а машины на вторичке – привлекательнее, но и дороже.
Есть и положительная тенденция, правда, в виде исключения. По данным экспертов, за ушедший 2024 год японские автомобили с пробегом подешевели на 10%. Корейские машины потеряли в цене 9%, а европейские – 4%. Российские модели, наоборот, подорожали на 1%. Если рубль продолжит слабеть, никакого снижения цен на вторичке не будет. Что называется: смиритесь!
Если все так финансово интересно для компаний, вернутся ли европейские автоконцерны?
Ситуацию с западными автобрендами называют одновременно неоднозначной и сложной. Уход европейских автогигантов с российского рынка в 2022-2023 годах стал поворотным. Но уже в начале 2025 года многие эксперты заговорили о возможном возвращении, которое простым и быстрым быть не может по ряду причин:
- Санкции. Европейским брендам придется учитывать политические ограничения и искать пути обхода.
- Конкуренты. Будем объективны, китайские автопроизводители заняли сильные позиции на российском рынке, предлагая технологии и качество по более доступным ценам.
- Условия возврата. Для возвращения европейским компаниям придётся:
- Выкупить свои заводы обратно.
- Урегулировать миллиардные накопившиеся долги и неустойки.
- Заключить новые контракты с запретом на повторный уход.
Вот и получается: пока европейские бренды раздумывают, возвращаться или нет, Китай активно укрепляет позиции. Китайские машины становятся технологичнее (конечно, не все), а цены – конкурентоспособными. Российские покупатели, которым давно не приходится выбирать, вынуждены рассматривать происходящее как альтернативу.
P.S. Кто-нибудь вообще видел вживую Гранту за 749 тыс.руб?!