Цены в такси могут сильно вырасти из-за нового закона о локализации.
Красноярские перевозчики выступили против «локализации» автомобилей такси. Они говорят, что в случае принятия такого закона стоимость поездки может вырасти минимум на 20-30%.
В редакцию «Проспекта Мира» обратились представители таксопарков Красноярского края.
В своем обращении они раскритиковали законопроект о «локализации» — об обязательном использовании российских автомобилей в такси. Госдума уже одобрила проект в первом чтении, сейчас он находится на доработке.
Согласно документу, с 1 октября 2025 года разрешение на пассажирские перевозки получат те водители, машины которых будут соответствовать уровню «локализации». Получается, что нужно использовать автомобили, большая часть сборки которых производилась в России и которые прошли соответствующую оценку.
Также в реестр такси будут включать машины, выпущенные в рамках специальных инвестиционных контрактов с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Автомобили, произведенные после этой даты, смогут работать в такси только с разрешения правительства.
Устанавливать требования таксопаркам смогут и региональные власти.
Представители таксопарков заявляют, что принятие законопроекта приведет к негативным последствиям для отрасли и пассажиров.
«Предлагаемая система „баллов локализации“ навязывает выбор в пользу одного автопроизводителя, создавая риски монополизации и роста цен. Также тревогу вызывает сохраняющаяся зависимость отечественных автопроизводителей от иностранных комплектующих. Сбои в поставках могут привести к остановке производства и дефициту автомобилей, что затруднит обновление автопарка и повысит издержки перевозчиков».
По данным исследования Общественного совета по развитию такси, за два года количество автомобилей старше пяти лет выросло с 12% до 22,4%. Перевозчики отмечают, что это сигнализирует о снижении финансовых возможностей отрасли.
«Только 33% перевозчиков планируют обновление парка в ближайшее время, а большинство продолжает использовать иностранные модели как более надёжные и подходящие для коммерческой эксплуатации».
Перевозчики уверены, что использование отечественных автомобилей приведет к росту затрат на техническое обслуживание. По их оценкам, российским машинам необходим частый внеплановый ремонт — в среднем больше трех раз в первый год.
Представители бизнеса добавляют, что на сегодняшний день российские производители предлагают автомобили, которые ориентированы только на семейное и бытовое использование. И в существующей линейке нет моделей, которые бы заменили автомобили бизнес-класса. В итоге эта услуга, полагают перевозчики, так может исчезнуть с рынка.
Представитель Общественного совета по развитию такси в Красноярском крае Евгений Пеньков в беседе с «ПМ» сказал, что в случае принятия законопроекта цены на такси значительно вырастут.
Пеньков считает, что может возникнуть еще одна проблема — уход самозанятых.
«У нас огромное количество самозанятых перевозчиков ездят на праворуких автомобилях. Согласно законодательству, они не смогут перевозить пассажиров на своих машинах. Купить новый автомобиль, который будет соответствовать всем требованиям, у них нет возможности. Представляете, сколько людей из этого бизнеса уйдут?
Если произойдет отток водителей, то возникнет ситуация, когда таксистов станет меньше, а доля пассажиров останется на том же уровне. В итоге это тоже повлияет на рост цен на такси».
Эксперт подчеркивает, что против законопроекта о «локализации» автомобилей выступают таксопарки и агрегаторы. Перевозчики предлагают стимулировать спрос на российские машины за счет субсидий, льготных программ и модернизации модельного ряда, а не принуждения.